От автора



Церковная реформа 1650-1660 годов больно ударила по Руси, разделив православных на христиан старой и новой веры. Таким образом гонимые церковью и царём старообрядцы целыми селениями уходили в леса селясь по берегам лесных рек и озёр. Об одном из таких селений и пойдёт речь в данной статье.

Погост Никиты Мученика





Нажмите для увеличения



Нажмите для увеличения

Чудом сохранившееся в памяти Губинских стариков сказание о погосте Никиты Мученика несколько веков хранилось в тайне семьями Губинских старообрядцев. Как оказалось наши предки поклоняясь святым и мученикам прославлявшим веру в Христа на одном из таёжных притоков реки Мерски ещё за долго до церковной реформы Никона, заложили сельцо и обзавелись своим собственным храмом во имя мученика Никиты.
Во время гонений образ Никиты изгоняющего беса явившегося к мученику в образе ангела был запрещён к почитанию и сохранился лишь в старообрядческих общинах живших в те далёкие времена своим замкнутым миром. Сказание переданное стариками заставляет по новому взглянуть на окрестности деревни Губино. Сейчас лесные речушки по берегам которых были селения больше напоминают застаревшие овраги за которыми в народе закрепились различные названия среди которых особое место несомненно занимает Никитский овраг являющийся южным притоком реки Захаровки. Определив по рассказам стариков место где могла бы находиться деревушка, в один из воскресных дней я решил обследовать берега застаревшего оврага. С трудом верю своим глазам, заросшие просеки и завалы из поражённых короедом топографом елей превратили когда то ухоженные леса в непроходимые дебри. За четыре битых часа пути пройдено около пяти километров. Наконец Камушки (название окрестности). Ориентируюсь на местности, ещё пятьсот метров и я на овраге. Сквозь валежник пытаюсь добраться до указанного места. Удивлению нет границ, в указанном стариками месте, примерно полвека назад производилась ручная разработка грунта. На отвалах образованных по периметру шурфа уже выросли полувековые ели. Разработка грунта производилась в нескольких местах в юга восточном направлении. Выходит кто то знал о селении на Никитском овраге. Учитывая глубину шурфа, а это, мне думается (учитывая временные обвалы), больше двух метров, то можно с уверенностью сказать, что разработку грунта делали целенаправленно. Одним словом, знали где копать, и что искать. Обнаружив в обвалах шурфа фрагменты глиняной посуды, мне стало понятно, что сказание Губинских стариков о погосте Никиты Мученика на берегу лесной речушки имеет место быть.



Нажмите для увеличения



Сказания Губинских старообрядцев.


Записано со слов Губинских семей Поляковых, Волковых, Кашаевых.


Изрезанная колёсами телег Губинская дорога, питьевые колодцы, с мудрёными, в виде огромных журавлей деревянными механизмами для подъёма воды и наспех прилаженные из горбыля лавки с сидящими седыми стариками, всё это как полвека назад, стоит у меня перед глазами напоминая о детстве когда мы полуголодные, уплетая за обе щеки вяленую рыбу часами слушали рассказы деда Евлампия. Не охотно рассказывая о войне которая интересовала нас больше всего он как то незаметно переводил разговор на отвлечённую тему повествуя о своих предках живших несколько веков назад на одном из притоков реки Захаровки. Рассказывая о людях крепкой веры, Губинские старики часто упоминали о погосте Никиты мученика и о храме, возведённом простым людом на берегу лесной речушки. Как оказалось по одному из пониманий веры, старообрядцы совершая таинства обращаясь к святым и мученикам выходили на берег реки (источнику воды, роднику) что бы очистить душу от соблазнов, наговоров и болезней. Считалось что чистые воды рек и родников забирают отрицательную энергию, наполняя души смертных добротой и смирением. В благоприятные годы лесные сборы, охота и рыбалка являлись основным источником жизни поселенцев. Но жизнь не стояла на месте, развиваясь жители поселений всё больше и больше начинали заниматься земледелием.


Нажмите для увеличения

Отвоёвывая земли у лесов в близи водоёмов и лесных рек, наши предки научились возделывать зерновые культуры, просо и гречу. Однако оставшийся без защиты деревьев плодородный слой со склонов оврагов весенние паводки смывали в реки заиливая тем самым питающие их родники. Реки быстро обмелели и превратились в застаревшие овраги. Оставшиеся без воды для полива посевов и как следствие без рыбы являвшейся основой рациона поселенцев жители Никитского погоста вынуждены были обживать новые местности спускаясь вниз по течению к устью реки. К тому времени селение было уже не рядовым. Расселяясь наши предки возродили


Нажмите для увеличения

(запустевшее по каким- то причинам к тому времени) сельцо Захарово и начали осваивать новые земли, заложив при этом в труднопроходимой рассечённой заболоченными речушками глухой местности сельцо Губъно (глухой) и сельцо Брюхово (вероятно по форме реки) на коренном берегу реки Мерски. С расселением материнское сельцо превратилось в классический погост, храм на берегу лесной речушки, избы хранителей веры и кладбище. По рассказам деда Василия, сына Семёна материнское сельцо, с уходом последних сторожил запустело. Не тронутые временем фрагменты храма Никиты мученика (главный затвор и алтарь) перевезли в храм Рождества Пресвятой богородицы, что на погосте Захарово, а остальная утварь легла в основу церкви мученика Никиты во вновь зародившемся сельце Губъно которое к тому времени освоило земли по обеим берега речушки Казёнки. Дорожив землёй которая кормила и являлась источником жизни учитывая при этом и особенности веры, здание церкви возвели у подножья возвышенности где родниковые воды выходя на поверхность подпитывали небольшое озерцо, здесь же в сотни метрах юго-восточнее в последствии было и старообрядческое кладбище которое окружённое вековыми соснами просматривалось вплоть до 40 годов 20 века. С уходом хранителей веры какие-то культовые предметы хранившиеся в храме на Никитском погосте по видимому были преданы земле так как о дорогой церковной утвари в церкви того же святого сельца Губъно (Губино) старики не упоминали, книги, образа святых и утварь была рядовой в деревянных окладах почерневших от времени и копыте лампад. Находясь в глухих труднопроходимых местах такие селения как Никитский погост, Губъно, Брюхово несколько веков обходились путниками стороной и не фиксировались переписными церковными сказками 16- 17 веков. Так живя своим замкнутым миром селения развивались, защищались от набегов и боролись с болезнями. В 18 веке ситуация изменилась, всё больше и больше земель становились вотчинами придворных советников царской семьи. Попав таким образом в крепостную зависимость от помещиков поселения продавались и дарились, простой люд целыми семьями сгоняли на Демидовские заводы, строительство поместных храмов и монастырей. В это время по рассказам деда Евлампия старообрядческие селения сильно умалились числом, строения обветшали и в большинстве своём стали не пригодны для жития. Обветшало и здание Никитской церкви. Ситуация изменилась в начале 19 века. Вошедшие в Бековскую вотчину селения, получив статус сёл и деревень начали развиваться. За сельцом Губъно закрепилось название деревня Губина в которую Беки переселили Крепостные семьи из других губерний. Учитывая вероисповедание пришлых семей Никитская церковь, что в сельце Губина после ремонта получила статус молельного дома который пережив века, потрясения и надругательства в конец обветшавший был полностью разрушен в годы советской власти.



Нажмите для увеличения



В середине 40 годов молельный дом что у Чудоковского пруда уже не использовался по назначению. Здание было до того ветхим что детьми мы без труда пробирались во внутрь что бы набрать для баловства хранившихся там огарков свечей. Там же хранились и церковные книги, некоторые из них были настолько толстыми что казалось, написаны они были не на бумаге а на тонких дощечках. Написанные какими- то старинными буквами они не представляли для нас никакого интереса. Вскоре здание разобрали, церковную утварь перевезли в Пятницкий храм который использовался советами под склад, а большинство книг и образов разошлись по семьям староверов. Староверческое кладбище расположенное чуть по одаль хотя и имело к тому времени статус закрытого не тронули. Окружённое вековыми соснами оно пережило годы ВОВ и было с нивелировано в конце 50 годов 20 столетия.



Порой случайные встречи и разговоры с жителями деревень и сёл открывают не известные до сели страницы истории нашей малой родины. Примером одного из таких открытий является данная статья которая повествует о первых поселенцах деревни Губино, ещё об одной версии названия деревни и о судьбе построенного чаянием простого люда Никитского храма.



Нажмите для увеличения



Нажмите для увеличения








Много сокрыто в земле от людей,
Таинство предков и божьих детей,
Тот кто случайно отыщет сей клад,
Счастья не сыщет найдёт только ад.
Всё что от бога - душой пусть парит.
Всё что от смертных - в земле пусть лежит.


Автор.