История Гвоздненского погоста





Нажмите для увеличения

Не смотря на неоднократные упоминания в переписных книгах, Гвоздна, как волость мало описана в дошедших до наших дней церковных сказках. Трудно проходимые леса, бесчисленные притоки рек Москвы и Мерски, застаревшие овраги и болота, всё это много веков прославляло Гвоздну как медвежий край населённый разбросанными по таёжным лесам поселениями старообрядцев.
Крупные по тем временам поселения Мерск, Гвоздна, Захарьевское сыгравшие большое значение в развитии огромного региона к сожалению не дожили до наших дней. Пережившие набеги татаро-монгол и внутриусобнические войны в статусе погостов они полностью исчезли в середине не спокойного 20 века, оставив на урочищах не большие кладбища и фрагменты фундаментов поруганных в годы советской власти храмов.

Обозначенная реками Москвой, Мерской, Гжелкой, Доркой и Сечёнкой, Гвоздна ( с 1870 года Ашитковская волость ) вплоть до 1929 года оставалась одним из крупных административных округов. Гвоздна название очень древнее и уходит корнями в 13 век. Сейчас опубликовано достаточно много различных версий названия волости все они в основном связывают одноимённый Гвоздненский погост, пойменную речушку Гвоздянку (Мельничная) и Гвоздненское озеро. Однако, уровень воды в реках в те далёкие времена был на много выше, указанные водоёмы наверняка были скрыты водами Москва реки и к названию волости врятли имели какое то отношение. Думается мне что всё гораздо проще. Не большие реки коими изрезана вся выделенная область, являясь в те далёкие времена прообразом первых дорог были условно судоходны. Не имея другой возможности торговцы и ратники вынуждены были перетаскивать груженные товарами лодьи, практически по дну небольших рек, временами устраивая волоки где перевозили товары на возах. Отсюда и название Гвоздна. Много неясного и с одноимённым Гвоздненским погостом.


Нажмите для увеличения



Нажмите для увеличения

На старых картах датированных концом 18 века, погост уже обозначен как Космо-Дамиановский, по названию главного престола деревянного храма. По приданию храм построенный ещё в 13 веке на берегу пойменного озера постоянно страдал от весенних паводков. По-видимому причины сподвигшие наших предков построить храм в столь уязвимом для паводков месте были более чем серьёзные, к тому же храм в одиночку не построишь, а так как окрестные сёла зародились много позже, то стало быть здесь на урочище было большое селение.
Находясь в прямой видимости с берегов судоходной реки, селение было уязвимо во времена внешних и внутренних междуусобиц, а их судя по сохранившимся сказаниям было не мало. В 1655 году с началом строительства Новосоловетской пустыни, крестьян не разделяющих церковные реформы сотнями сгоняли на строительство храмового комплекса. На месте строительства более чем на пять метров подняли уровень урочища этим и объясняется отсутствие грунтовых вод на улицах села Фаустово в окрестности храмового комплекса. За время строительства Красно¬холмской обители поселение на берегу пойменного озера быстро умалилось числом и больше стало напоминать классический погост за которым и закрепилось волостное название. Понятно что храм на Гвоздненском погосте за столько веков не раз перестраивали.


Нажмите для увеличения

Судя по сохранившимся фотоматериалам на погосте не было богатых строений, притч церкви проживал в деревянных избах, пользовался выделенной землёй и травяными угодьями заливной поймы с сохранённым стариками названием Храпынь.


Нажмите для увеличения

Приход церкви судя по всему был не богат. Развиваясь, окрестные сёла обзаводились собственными храмами, к тому же старая церковь становилась тесной для стремительно растущих в 19 веке окрестных сёл. Проблема разрешилась сама собой. Богатые Алёшинские крестьяне Шинковы обратились к православной церкви с прошением построить за собственный капитал, вместо тесной деревянной церкви новый каменный храм. По-видимому что то пошло не так, церковь Шинковы построили, но не на погосте, а в родном селе. С постройкой в Алёшине каменного храма тех же святых, притч старинного погоста начал обслуживать оба храма. Вскоре деревянный храм закрыли для ремонта во время которого с погоста в Алёшинский храм вывезли все культовые предметы, относящие к периоду основания храма. Оставшиеся не удел крестьянские семьи переселились с погоста ближе к грунтовому тракту и легли в основу зародившейся в конце 19 века деревни Юрасовой. После ремонта, уже в новом обличий храм открыли для верующих. За время ремонта часть прихожан осело в Красно¬холмской обители и как переданная в Алёшинский храм церковная утварь на всегда была потеряна для старинного Гвоздненского погоста. Так находясь на отшибе, погост прослужил православным крестьянам ещё более полувека. В годы советской власти первым погибло церковное подворье, которое в годы сплошной коллективизации легло в основу колхозной артели им Сталина. Сама же церковь, едва отметив 100 летний юбилей Алёшинского храма бессребряников Космы и Дамиана полностью сгорела в 1954 году, оставив на урочище фрагменты фундамента старинного храма и не большое деревенское кладбище.

Автор.