История Косьмо-Дамиановского Храма до революционной России.
В статье использованы материалы настоятеля Косьмо-Дамиановского храма Сергия Горячева
На сегодняшний день собрано и опубликовано достаточно много информации об истории храмов села Виноградово. Мне хочется остановиться лишь на тех исторических моментах, которые в силу сложившихся обстоятельств почему-то остались в тени опубликованных исторических материалов, о них-то и пойдёт речь в данной статье.
Деревня Олёшинская что в волости Гвоздна, впервые была упомянута в переписной книги Московского уезда 1646 года. Тогда в ней числилось всего 6 крестьянских дворов, в коих проживало 9 душ мужеского пола. На самом же деле деревня, зародившаяся на берегу не большой речушки Ольша (она и сейчас протекает возле села, являясь своеобразной границей с. Виноградово и Слободки Алёшине) имеет историю куда более интересную, чем дошедшие до нас исторические материалы. Находясь в шаговой доступности от волостного центра, крестьяне окрестных сёл, зародившихся на коренном берегу реки Москвы несколько веков были приписаны в приход деревянной Косьмо-Дамиановской церкви старинного Гвоздненского погоста.
Уже во второй половине 18 века роль тесных деревянных церквей на старинных погостах, постепенно уходит на второй план, уступив лидерство поместным православным храмам. Кто знает, как сложилась бы судьба церкви с многовековой историей, если бы не строительство в поместье Беков каменного храма Рождества Христова.
В начале 19 века крестьяне Бековской вотчины обратились к своему барину выделить денег на строительство нового храма на погосте Гвоздна. Храм построенный, по преданию в 1247 году к этому времени пришёл в ветхое состояние и требовал капитального ремонта. Александр Иванович Бек на просьбу крестьян предложил построить новый храм у себя в имении. Так в Михалёве появилась Христорождественская церковь. Однако Гвоздненские мужики от своей идеи не отказались и чаянием крестьян отремонтировали красовавшийся много веков на берегу реки Москвы, деревянный храм св. Косьмы и Дамиана. В деревне Олёшинской к тому времени насчитывалось уже, более тысячи прихожан, и мужики стали задумываться о постройки у себя собственной церкви. К этому времени нашлись и благотворители, богатые Олёшинские крестьяне Шинковы, род коих, упомянут в деревне Олёшинской с первой половины 18 века.
В середине 18 века в Олёшине проживали три брата Шинковых- Венедикт (1741 года рождения), Василий(1742) и Яков(1749) Гаврииловичи. По ревизской сказке 1811 года в этих трёх крестьянских семьях числилось 26 душ «мужеска пола». У старшего брата Венедикта имелся единственный сын-Афанасий Венедиктович Шинков. Сыновья которого-Трофим (с 1840 года владелец фабрики), Федот, Аверкий и Варфоломей на собственный капитал в 1854 году построили в деревне Олёшинской трёхпристольную каменную церковь свв. Косьмы и Дамиана.
Так благодаря братьям Шинковым в шаговой доступности друг от друга добрую сотню лет красовались два храма святых бессребрянников Косьмы и Дамиана. (Спустя ровно век после освящения Олёшинского храма деревянная церковь на старинном погосте полностью сгорела).
Алёшинский храм получился большим, объемным, вместительным, длина его по главной оси составила 47 метров. Архитектурная оценка его следующая:
В строительстве и благоустройстве Алешинского храма, помимо братьев Шинковых, принимали участие и другие состоятельные Алешинские крестьяне – Салтыковы. В позднейших описях церковного имущества упоминаются иконы с изображением избранных святых – небесных патронов членов двух семей – Шинковых и Салтыковых. С конца19 века с судьбой Косьмо-Дамиановского храма в селе Алёшино тесно переплетается ещё одна богатая крестьянская семья Шереметьевых, верой и правдой служивших несколько десятилетий Алёшинской церкви.
В архиве ЦИАМ хранится «Опись церковных и ризничных вещей церкви Святых Бессребреников и Чудотворцев Косьмы и Дамиана села Алешина Бронницкого уезда» за 1862 год. В описи указывается, что построенная церковь «
Некоторые сведения о начальной истории Косьмо-Дамианского храма в Алешине обнаружились в метрике одноименного деревянного храма погоста Гвоздна. Метрика относится к 1887 году. Составлявший ее настоятель о. Димитрий Кудрявцев, объясняя причину отсутствия в своем храме некоторых документов и утвари, показал: «
В деревянной Косьмо-Дамианской церкви погоста Гвоздна остались лишь старые иконы – «
В Алешино перевели также и весь причт гвозднинской церкви. В ревизских сказках священно- и церковнослужителей Косьмо-Дамианской церкви села Алешино за 1857 год (архив ЦИАМ) весь этот «гвозднинский» причт перечислен.
1. Священник Иоанн Алексеевич Соколов, 51 года, с семейством.
2. Диакон Иоанн Алексеевич Сербский, 38 лет, вдов.
3. Дьячок Иван Васильевич Ярцев, 28 лет, с семейством.
4. Пономарь Иван Петрович Рождественский, 36 лет, с семейством.
В качестве заштатного священника здесь же указывается Алексий Сергеевич Соколов, 74 лет, вдовец. По всей видимости, это отец настоятеля Иоанна Соколова.
В 1860 году Алёшинский храм был обнесён богатым кованным забором на каменном фундаменте. Углы забора и парадные ворота венчали резные каменные башни напоминающие прохожим о величии вновь построенного храма. К этому времени у алтаря храма появился первый некрополь семьи Шинковых. (По всей видимости за алтарём построенного храма и находятся фамильные захоронения семей Шинковых и Салтыковых, о чём свидетельствует найденное в 2012 году при разработке грунта за алтарём очередное Шинковское надгробие).
Итак, центр церковной жизни волости Гвоздна на какое-то время переместился в Алешино. Однако зажиточным крестьянам других гвозднинских деревень не по нраву пришлись все эти перемещения и закрытия. По их ходатайству (крестьяне Князятовы из Золотова и др.) старую (но еще крепкую) церковь погоста Гвоздна в 1866 открыли. Правда, все имущество ее, увезенное в Алешино, назад не вернули, пришлось обзаводиться новым. Братья Князятовы, построившие у себя в Золотове большую ткацкую фабрику, заработали достаточно средств, чтобы обиходить старую церковь не хуже прежнего. Она, правда, так и осталась деревянной, но в клировых ведомостях ее писали, что «церковь зданием весьма тверда».
В начале ХХ века купец Михаил Иванович Клеев рядом с погостом Гвоздна построил каменную церковь, но она использовалась только как летняя, теплой зимней оставалась старая деревянная.
В Алешине же по данным Клировой ведомости 1899 года приход состоял из одного села, где находилось два двора купцов, 4 – мещан и 82 – крестьянских двора, т.е. всего 88 дворов, в коих проживало 1724 жителя. Кроме того, еще 6 дворов занимали старообрядцы, общим числом 119 душ. Село постоянно и быстро росло: по данным 1912 года здесь уже было 199 дворов, а к 1926 году (уже при советской власти) число дворов возросло до 264.
Согласно Клировой ведомости 1899 года настоятелем Косьмо-Дамианской церкви в Алешине состоял священник Владимир Иванович Муравьев, 56 лет. В 1864 году он окончил Московскую духовную семинарию с аттестатом 1-го разряда и сразу же, минуя должности учителя и диакона, был рукоположен в священники. По резолюции митрополита Московского Филарета (Дроздова) был определен к церкви села Алешина Бронницкого уезда. Здесь о.Владимир прослужил 43 года, дольше всех остальных настоятелей Косьмо-Дамианского храма.
Диаконом Косьмо-Дамианской церкви служил Михаил Дмитриевич Сахаров. В следующем, 1900 году он был произведен в священники и переведен в Георгиевскую церковь села Ванилова (Левычина) (ныне пос. им. Цюрупы). Псаломщиками в храме служили Сергей Яковлевич Покровский, 45 лет, и Тимофей Яковлевич Соколов, 52 лет.
Жили священно- и церковнослужители в собственных домах рядом с храмом. На содержание их шли проценты с ценных бумаг. Пользовался причт пахотной и сенокосной землей, принадлежащей гвозднинской Косьмо-Дамианской церкви.
В 1913 году обе эти церкви объединили в один приход -с двумя священниками, двумя диаконами и двумя псаломщиками.
С 1911 по 1917 настоятелем Косьмо-Дамиановского храма в Алёшине служил старший сын о. Владимира Муравьёва - Вячеслав. В первые годы советской власти Алёшинский храм был одним из почитаемых в Гвоздненской волости.
На семидесятилетний юбилей в 1924 году храм в Алёшине посетил и провёл в нём службу Патриарх Всероссийский свт. Тихон. Есть свидетельство (фотография с памятной надписью). Эта фотография и сейчас хранится у потомков одного из жителей села Виноградово.
Дальнейшая судьба Алёшинского храма не раз описана во многих уже опубликованных материалах, и мало чем отличается от судьбы большинства православных храмов разбросанных по необъятной России. Отказавшись от волостного деления административных округов, накроив при этом 144 района, новая власть в 1929 году переименовывает наделённое районными полномочиями село Алёшине в Виноградове. По идеологическим соображениям Храм закрыли, и как водится, использовали для хозяйственных нужд.
С передачей в конце 20 века храма верующим, вместе с началом восстановительных работ началась и новая история Косьмо-Дамиановского храма, который более полутора веков гордо возвышаясь, придаёт статус села, сельскому поселению, зародившемуся много веков назад на берегу и сейчас протекающей возле села Виноградово не большой речушки Ольша.