В поисках Захаровой Гати.
Ещё в семидесятых годах 20 века, в некоторых Губинских семьях встречалось упоминания о лесном хуторке у Захаровой гати. Первые грунтовые тракты, соединяющие поселения, играли огромное значение в жизни наших предков. Прокладывая дороги по возвышенностям, стараясь обойти труднопроходимые участки местности, поселенцам всё же приходилось перемещаться и по болотистым местам, для преодоления которых мостили гати из хвороста и не строевого леса. Особо много проблем нашим дедам и прадедам приносил правый приток реки Мерски, лесная речушка Захаровка. Почти круглый год, крутые глиняные, берега были не преодолимыми преградами на пути следования конных путников и повозок. Следуя народной поговорки « умный в гору не пойдёт» наши прадеды с пол версты южнее сельца Захаровка в направлении Брюханово каждый год мостили многометровую гать. Весенними паводками бревенчатые настилы уносили стремительные воды лесной речушки. По рассказам стариков, для оказавшихся во времена весенних паводков в водном плену путников у устья Пятницкой речки кузнечных дел мастерами содержался постоялый двор. Преодолевая по брёвнам сильно заболоченную лощину, груженые товаром повозки часто выходили из строя. Миновавшие таким образом гать повозки ремонтировались здесь же при хуторе в кузнечной мастерской.
С появлением первого снега у мужиков появлялся небольшой, но стабильный заработок. Запасаясь углём, кузнецы для загрузки угольных ям использовали наёмный труд. Работа проходила под руководством древнего старика, который показывал, в какое место нужно положить то или иное бревно. Уложенные в подготовленные ещё с осени углубления в грунте брёвна засыпались патъёй (перегоревшая зола с грунтом) и поджигались в определённом месте. У подожженной ямы постоянно дежурил кто-то из опытных углежогов, регулируя температуру тления закладки. Через две недели яму выгружали, а уголь затаривали в мешки и куда-то увозили на санях.
Являясь своеобразным ориентиром в поисках останков постоялова двора, заросшие вековыми деревьями угольные ямы привели меня к живописному местечку, где по всей видимости и находились постройки кузнецов. Даже поверхностная разработка грунта принесла несколько фрагментов керамической посуды и домашней утвари, которые указывают на то что Брюхановская дорога долго была одной из главных транспортных артерий Гвоздненской волости. Ею пользовались до начала восьмидесятых годов прошлого века. На сохранившихся фотоматериалах Пятницкого погоста отчётливо просматриваются два направления грунтовой дороги. После расселения сельца на Пятницком погосте, Захарову гать частично засыпали фрагментами фундаментов разобранных строений и Рождественской церкви, причём по рассказам очевидцев в заболоченной ложбине оказалось и оставшееся без призора имущество разорённого храма. После неоднократных нивелирований во времена мелиорации, заболоченная лощина превратилась в культурное пастбище, и только лишь выросшие на месте Захаровой гати берёзы, выдают место захоронения останков сельца и храма с многовековой историей.