Сельцо на Бору. От сельца, до знаменитой усадьбы.






Нажмите для увеличения



Нажмите для увеличения

Чуть более версты южнее деревни Губино находилось еще одно историческое поселение. Скорее всего, в нём проживала старообрядческая община, так как не далеко от поселения находилось старообрядческое кладбище, на котором и сейчас происходят захоронения, жителей окрестных деревень, корни которых уходят в глубокое прошлое. Сельцо со всех сторон было закрыто лесным массивом, только в конце 19-го века при вступлении в наследство графа Ламсдорфа возле сельца прошла дорога соединяющая усадьбу графа в селе Ашитково с ближайшей ж/д станцией Фаустово. Проложенная грунтовая дорога была обрыта кюветной канавой и отсыпана песком. Простой люд окрестных поселений должен был отрабатывать повинности извозом, перевозя песок с возвышенности на вновь устроенную графскую дорогу. Так в лесу образовался искусственный овраг, который и сейчас является любимым местом отдыха ребятни в зимнее время года. Сельцо на Бору, доставшееся графу в наследство от Беков, было не большим и состояло из двух деревянных домов с Флигелями. Вскоре после строительства дороги сельцо пострадало от пожара. Деревня Ашитково стала волостным центром, а после строительства Воскресенского храма становится волостным селом. В селе Ашитково усадьба Ламсдорфа просуществовало 10 лет, в 1881 году дом с участком земли был продан А.Т. Павлову, который рядом с домом построил ткацкую фабрику. На месте сгоревшего сельца на Бору граф построил новую усадьбу с парком и зимним садом.


Сохранившиеся усадьбы Воскресенского района
УСАДЬБА ЛАМЗДОРФА В АШИТКОВО



Унаследовав имение жены Марии Ивановны Ламздорф ( урождённой Бек ) Александр Николаевич по началу обустроил усадьбу в Ашитково на краю (тогда ещё) деревни, приспособив для этого выкупленные у Ашитковских крестьян Балашовых и Абрамовых участки земли с постройками.


Нажмите для увеличения



Нажмите для увеличения

Вскоре , оценив и поняв невозможность полностью приспособить имеющие крестьянские строения для современного дома , граф начинает строительство новой усадьбы на месте сгоревшего к тому времени Хутора на бору доставшего Ламздорфам по наследству от Беков. Взяв за основу известную в то время в высоких кругах усадьбу Е.А.Арсеньевой, (бабушке М.Ю.Лермомтова) построенной в 1818 году, на северо-западе Пензенской волости в деревне Тарханы (в настоящее время Лермонтово), где Беки были завсегдатаями гостями, граф с небольшими конструктивными изменениями практически копируя усадебный дом в Тарханах , строит на месте сгоревшего хутора 2-х этажный усадебный дом, в жёлто-белых тонах. В процессе строительства к основному зданию пристраивают одноэтажные флигеля для зимнего сада и огромный зал для приёма (в годы советской власти зал для приёма использовали как кинотеатр). Большое количество просторных , с высокими потолками и огромными по тем временам окнами комнат, в плане отопления, было учтено ещё до начало строительства, поэтому усадебный дом на редкость получился тёплым и комфортабельным. Печь для отопления основного здания разместили в подвальном помещении.


Нажмите для увеличения

Теплоносителем системы отопления здания были дымовые газы, поэтому в стены здания было вмонтировано огромное количество дымоходов, прочистные люки которых просматриваются в стенах здания и сейчас. Основную печь использовали и для отопления зимней оранжереи для чего в подвальном помещении которое и сейчас просматривается под всем зданием усадебного дома, смонтировали кирпичные дымоходы большого сечения. Отдав тепло, дым собирался во вмонтированную в капитальные стены здания вертикальную шахту, увенчанную многогранной печной трубой. Все комнаты на первом этаже усадебного дома, за исключением угловых, проходные. С южной и северной сторон здания имеются два просторных холла. Из холла с северной стороны здания по сохранившемуся лестничному маршу и сейчас можно подняться на второй этаж, где по-видимому находились спальные и гардеробные комнаты. Учитывая то что здание практически до конца 20 века использовалось для различных нужд, поэтому после многочисленных косметических ремонтов советского времени судить о внутренней отделки можно лишь по сохранившимся фрагментам полов, потолка, кое где сохранившейся керамики и кованным элементам перил лестничного марша. Все перекрытия в здании деревянные, поэтому в сыром, без отопления здании за последние 20 лет пришли в полную негодность, чего не скажешь про кирпичные стены которые местами достигают почти метровой толщины. В хорошем состоянии сохранилась и дымовая шахта в которую собирались отдавшие тепло во встроенных в стены здания дымоходах, дымовые газы.
Сохранившийся в некоторых комнатах паркет был изготовлен из морёного дуба , что интересно набирался без пазов на цементно-известковой стяжке, причём каждой комнате соответствовал свой рисунок. Толщина паркетной доски около двадцати миллиметров.
Потолки и стены внутри помещения везде оштукатурены известковым раствором, по верху стен и возле потолочных светильников просматриваются лепные багеты. Под слоем потолочной побелки в двух комнатах просматривается роспись масляной краской. Вероятно эти комнаты использовали под домовую Вознесенскую церковь устроенную графом в усадьбе в 1900 году.
Несмотря на более чем почтенный возраст здания, лестничный марш на второй этаж сохранился почти в идеальном состоянии и если бы не нанесённая многими слоями краска, по художественному исполнению лестничный ансамбль смог бы составить серьёзную конкуренцию теперешним художникам и дизайнерам. В первозданном виде сохранилась и деревянная лестница, по которой можно попасть в чердачное помещение.


Нажмите для увеличения


Внешняя поверхность дымоходов,внутри комнат вероятно для лучшей отдачи тепла облицована керамической плиткой с глубоким художественным тиснением. На обратной стороне плитки имеется замок в виде "ласточкиного хвоста" который погружаясь в раствор после затвердения которого исключал всякую возможность выпадания плитки от механического воздействия. Керамической плиткой были облицованы и несколько каминов смонтированных в гостевых комнатах, которые после октябрьской революции демонтировали как класс.
Одноэтажный флигель с восточной стороны усадебного дома, где при Ламздорфах располагалась зимняя оранжерея, не дожил до сегодняшнего дня, его за ветхостью разобрали в конце 20 века. В годы советской власти в нём располагалась столовая и игровой зал с бильярдом. С внешней стороны, несмотря на отсутствие некоторых стекол, здание всё ещё напоминает усадебный дом. Кое- где сохранившиеся ещё от старого режима огромные вазоны для цветов придают особое величие выкрашенному в жёлто-белые тона зданию. Издалека создаётся впечатление, что усадьба ещё в полном порядке, что вот-вот приоткроются парадные двери и всё закрутится как век назад: помчатся по лесной графской дороге экипажи, запряжённые резвой тройкой добрых коней; пойдут в крестном ходе служащие Вознесенской церкви с многочисленной публикой, населявшей старинную усадьбу, неся на руках образа святых и необходимый церковный инвентарь. Но подойдя немного ближе начинаешь понимать, что несмотря на статус Федерального владения, всё уже давно кончено , усадьба когда-то принадлежащая семье жившей с девизом "БОГУ ПРЕДАЮ МОЮ НАДЕЖДУ" доживает свой век.


Но годы протекли, и ветреное племя
Кричит:"Подайте нам священный этот прах!
Он наш
М.Ю.Лермонтов. Тарханы.






БОГУ ПРЕДАЮ МОЮ НАДЕЖДУ



Девиз на гербе рода Ламсдорфоф много веков помогал дворянскому и графскому роду немецкого происхождения



Нажмите для увеличения



Нажмите для увеличения

быть удачливыми политиками и государственными служащими. После отмены крепостного права в России графские поместья давали всё меньше доходов, а производственная деятельность была более привлекательной. К тому же после смерти жены М.И. Ламсдорф (урождённой Бек) графа А.Н. Ламсдорфа в родственных семьях жены Вяземских, Шереметьевых, Горчаковых недолюбливали. Видимо поэтому педантичный граф в конце 19 века полностью отдаёт себя унаследованному поместью и вновь построенной усадьбе. Следуя родовому девизу граф в новой усадьбе обустраивает в 1900г. Домовую Вознесенскую церковь, приписанную к Воскресенской церкви с. Ашитково. После освящения вознесенской церкви усадьба живёт своим миром. В ней происходят важные встречи, проводятся церковные обряды.
Вокруг, усадьба обносится забором, очищается от валежника и сосновый лес. По ходатайству графа на железной дороге ещё в 1882 году был построен полустанок Ашитково, от которого через лес проложили ж/д ветку к усадьбе. Песок на подсыпку брали из того же оврага, углубив его на несколько метров. Рядом с имением граф построил пивоваренный завод, сырье для которого (хмель) граф закупал у жителей деревни Губино семьи Ивановых.


Нажмите для увеличения

Дополнительно с южной стороны усадьбы тогда ещё в лесу разбиваются делянки для возделывания хмеля (в годы советской власти это земли центральной усадьбы совхоза Виноградовский) Семья А.Н. Ламсдорфа в Ашитково не разбогатела. Не здоровье графа (умер в феврале 1902 года),


Нажмите для увеличения

Воровство с пивоваренного завода. В 1906 году умирает сын графа, а его дочь, Графиня Мария доживает в имении до революции и лишается всего. После революции Имение использовалось для различных целей. Вывезя все ценные предметы из усадьбы, в ней устраивают приют для беспризорных детей. Потом в усадьбе много лет находилась 7-ми летняя школа колхозной молодежи

(ШКМ). В годы ВОВ в усадьбе разместился военный госпиталь . Для восстановления народного хозяйства графский лес вырубили и вывезли по построенной трудом крестьян окрестных деревень графской дороге . Во второй половине 20-го года усадьба переходила от ведомства к ведомству. В ней размещались дома отдыха, пионерские лагеря. Сейчас это федеральное владение. Само здание с уродливыми пристройками в изрядно потрёпанном виде сохранилось до наших дней. Правда, прежнего величия уже нет. Нет и ухоженного парка с зимним садом. Сохранились лишь фрагменты липовых аллей, которые просматриваются за не затейливым забором, сменившим художественную ковку в 70-х годах 20-го века. На землях где когда-то возделывали хмель в 1960г. Началось строительство первых барачных домов образованного из колхозов окрестных деревень совхоза Виноградовский, который в годы советской власти становится крупнейшим сельскохозяйственным объединением Воскресенского района. Опираясь на основные средства влившихся колхозов, правление вновь образованного совхоза направляет средства на строительство жилого фонда. Почти сразу строятся двухэтажные панельные дома, контора, машинный двор.

Усадьба Ламздорфоф в это время является культурным центром: школа, в которой вводится обязательный предмет сельскохозяйственные машины, клуб колхозной молодёжи, летняя танцевальная площадка с деревянной верандой. Парк, когда то обустроенный А.Н. Ламздорфом долгое время был любимым местом отдыха жителей окрестных деревень и вновь образованного посёлка Виноградовского совхоза. Строительство жилья с элементарными удобствами привело к концентрации работоспособного населения во вновь образованном посёлке. Ещё до строительства первой пятиэтажки на пустыре с учётом развития улиц было построено здание дома культуры названное в народе ДК на семи ветрах. Это здание в немного потрёпанном виде сохранилось и сейчас является основным домом культуры Ашитковского поселения. После открытия нового дома культуры усадьба постепенно перестает быть культурным центром и лишь экскурсии, организованные учителями Губинской и Ашитковской школ, для учеников еще какое-то время посещали усадьбу как исторический памятник дореволюционного времени.


Нажмите для увеличения


В 70-х годах 20 века после основных занятий многие ученики посещали группы продленного дня, которые располагались в отдельно стоящем на территории Губинской школы здании. Подготовив домашнее задание, всей гурьбой выдвигались на улицу. Очень часто посещали старинную усадьбу. Поздней осенью усадьба казалась сказочно красивой: золотисто-красноватая листва сплошь покрывала землю, придавая особое величие слегка обнажившемуся зданию старинной усадьбы. В домах, когда-то построенных в усадьбе для прислуги, проживали несколько учительских семей, поэтому ребятней мы чувствовали себя в усадьбе как дома. Обследовав не раз все чердаки и подвалы, в надежде найти хоть какое-нибудь потайное место, возвращались ни с чем в стены родной школы.


В конце 60 годов 20 в. с началом строительства бетонной дороги Виноградово-Цюрупа Графская лесная дорога перестала быть главной транспортной артерией окрестных деревень. Какое-то время ей ещё пользовались для вывоза дровяного леса и строительной подсыпки, которую брали здесь же с обочин дороги, местами расширив её до двадцати метров. Сейчас дорога местами завалена валежником вновь посаженного после ВОВ женщинами д. Губино соснового леса, которому сейчас чуть более 60 лет. Возле дороги каким-то образом сохранилось несколько деревьев графского леса, которые всем своим величием напоминают нам об удивительной истории сельца на бору и вновь построенного рядом жилого посёлка.



Нажмите для увеличения



В настоящее время жилой посёлок Центральная усадьба саз Виноградовский получивший в народе название Семёрка переименован в Ашитково. С таким названием по последнему административному делению основываясь на 131 ф.з. образовано Сельское Поселение Ашитковское, в которое вошли тридцать населённых пунктов Воскресенского района.



Нажмите для увеличения

В заключение хочется отметить, что если жилой поселок, когда-то построенный на средства крупнейшего в Воскресенском районе сельскохозяйственного предприятия, в настоящее время является центром Сельского поселения, то сам совхоз Виноградовский в конце 20 века разделил судьбу большинства предприятий. Имущество сейчас является собственностью многих коммерческих структур. Земля, при расформировании совхоза разделённая на паи не раз перекуплена, постепенно зарастает лесом, так как к ней давно уже не прикасалась рука хозяев живших с девизом

« богу предаю мою надежду »